Калязин
Поиск по сайту   
+7 (905) 606 01 96
79056060196@ya.ru
Общественный информационный портал города Калязин

Дата: 07 ноября 2018

7 ноября 1871 года в Калязине родился военачальник Гражданской войны Василий Иванович Шорин


7 ноября 1871 года в Калязине родился Василий Иванович Шорин (26 декабря 1870 - [7 января 1871], Калязин — 29 июня 1938, Ленинград) — советский военачальник, командовал фронтами Красной армии во время Гражданской войны.

Окончил Казанское пехотное юнкерское училище (1892) и Офицерскую стрелковую школу. В русско-японскую войну 1904—1905 годов командовал ротой, в 1-ю мировую войну — батальоном. В июне 1915 года подполковник 333-го пехотного Глазовского полка, к июню 1916 года — полковник в том же полку (старшинство с 26.10.1915).

После октябрьской революции перешёл на сторону советской власти. Был выбран солдатами начальником 26-й пехотной дивизии. В сентябре 1918 в Вятке добровольно вступил в Красную армию и был назначен командующим 2-й армией Восточного фронта. Шорин провёл большую работу по реорганизации армии и руководил её действиями в Ижевско-Воткинской операции 1918 во время весеннего наступления войск адмирала Колчака. С мая 1919 командующий Северной группой Восточного фронта, руководил проведением Пермской и Екатеринбургской операцией.





С конца июля 1919 года командовал Особой группой Южного фронта (9-я, 10-я, а позже и 11-я армии), преобразованной в сентябре 1919 в Юго-Восточный фронт. В реввоенсовет фронта входили С. И. Гусев, И. Т. Смилга и В. А. Трифонов. Войска фронта успешно действовали во время контрнаступления против войск генерала Деникина в конце 1919 года. В январе 1920 года командовал Кавказским фронтом.

В 1920 году член Сибирского революционного комитета.

С мая 1920 по январь 1921 года являлся помощником Главкома Вооружёнными силами Республики по Сибири, руководил подавлением антисоветских восстаний (Рогова в Причумышье 1920; Народной повстанческой армии на Степном Алтае 1920; Западно-Сибирское восстание 1921) и борьбой с войсками барона Унгерн фон Штернберга.

С января 1922 года командовал войсками Туркестанского фронта, возглавлял борьбу с басмачами, в частности, в ноябре 1922 года при ликвидации басмаческих банд Энвер-паши.

В 1923—1925 годах заместитель командующего войсками Ленинградского военного округа. В 1925 году уволен по возрасту в запас с пожизненным оставлением в списках РККА. Руководил работой Осоавиахима в Ленинграде.

Репрессирован в 1938 году. По одним данным, расстрелян, по другим данным, умер в тюрьме до суда. Его могила (или кенотаф) находится на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.


Дата: 07 ноября 2018 | Кол-во просмотров: 119





ГОРОД КИМРЫ.RU
На любую ногу, или Как в Кимрах создали обувной кластер

Если говорить о том, с чем ассоциировалась Тверская губерния до революции, правильный ответ: хорошая обувь. В Кимрах еще в XIX веке был создан первый полноценный, как сказали бы сейчас, промышленный кластер обувного промысла. Но получилось это не сразу!

Свобода по выкупу

Обувной промысел в Кимрах расцвел еще при Петре Первом, который, как считается, устроил местным помещикам Салтыковым исключительно выгодный подряд для российской армии. С тех пор Кимры стали центром обувной промышленности в Российской империи. Считалось, что именно кимряки первыми научились натягивать сапоги на колодку и шить их одним швом – так, чтобы части сапога будто срастались намертво. Здесь же освоили выпуск «осташей» из двойной кожи, незаменимой обуви для охотников, а также стали шить первую модельную – сапоги «всмятку», или «гармошкой», а также сапоги «со скрипом», в которых ходили все купечество и богатые мастеровые. Здесь же по парижским эскизам делали самые модные дамские туфли и башмаки. При этом понятие качества было настолько абсолютной ценностью, что малейший брак мог закончиться плохо для нерадивого мастера. Есть полулегендарная история, как в 1914 году одного кимрского купца обвинили в том, что он поставил в армию «чуму» – сапоги на картонной подошве. Человек до суда не дожил. Помер от позора.

Со временем кимрское качество обрело мировой статус. Еще на Всемирной Лондонской выставке братья Столяровы получили дипломы и право ставить личное клеймо на свои изделия, «поставляемые в том числе и за границу». На еженедельных субботних базарах в Кимрах в ту пору продавалось 55 тысяч пар обуви. Кимры обували всю Россию. Эта обувь удивительной работы, непредставимого сейчас качества. Кожа тонкая, прочная, выделка отличная, швы безукоризненные… И главное – полностью ручная работа! Перед революцией в Кимрах насчитывалось 16 тысяч «патентных» сапожников, а кимрская обувь продавалась на базарах по всей стране. В наше время в Кимрах даже поставили памятник сапожнику как символу лучшей эпохи в истории города.

Однако история взлета кимрского «сапожного царства» малоизвестна. И связана, как водится, с женщиной. Звали ее Юлия Самойлова, и когда-то село Кимры принадлежало ей. Юлия Самойлова была очень красивой женщиной. Что уж говорить, если даже художник Карл Брюллов настолько воспламенился ее красотой, что до конца дней своих писал портреты Самойловой! А на знаменитой своей картине «Последний день Помпеи» изобразил ее аж три раза: всмотритесь в лица матери, прикрывающей детей, девушки, лежащей без чувств, и женщины, спасающей старика, – все они с лицами, вернее, с лицом любимой модели живописца!

На самом деле девичья фамилия Самойловой — Пален, ее отец приходился родственником жены императора Петра Великого. В 1823-м Юлия вышла замуж за графа Самойлова (с благословения царя), но вскоре супруги разошлись. Графиня часто бывала в имении «Графская Славянка», расположенном в четырех верстах от Павловска. В этом имении собирался весь цвет творческого Петербурга — артисты, художники, музыканты — устраивали шумные вечеринки. Неподалеку находилась резиденция императора Николая Первого. Царь приезжал в Павловск с семьей отдохнуть, а тут каждый вечер шум, концерты у графини Самойловой. «Хоть бы уехала она куда-нибудь», - говорил он. И как в воду глядел!

В 1846 году в Италии Юлия Павловна познакомилась с провинциальным тенором Пери. Между ними случился бурный роман, и графиня решила выйти за него замуж. Пери был католиком, Самойлова решила принять веру мужа. По российским законам, если дворянин принимал чужую веру, он лишался права владеть какой-нибудь недвижимостью в России. Поэтому Самойловой предстояло продать все свои российские активы, в том числе и село Кимры.

И тут к ней пришла… делегация местных сапожников. Прослышав о решении Самойловой продать село, кимряки сами выступили покупателями. Подобные истории, чтобы крепостные себя выкупали, в России случались крайне редко, а тут не одна семья, не две, а целое село! Вопрос решался на самом высоком уровне, разрешение на продажу села Кимры самим крестьянам спрашивали у императора Николая Первого. Тот согласился, после чего министр государственных имуществ граф Киселев оформил сделку. После выкупа жители села переходили в статус обязательных крестьян, то есть, по сути, становились вольными предпринимателями.

Правда, когда кимряки узнали, какую цену назначили за село, они долго чесали в затылках. 495 тысяч рублей — астрономическая по тем временам сумма, тем более для крепостных сапожников, для которых рубль считался большой суммой. Тем не менее кимряки согласились. В государственном банке был оформлен казенный кредит на 495 тысяч с рассрочкой платежей на 37 лет. Граф Киселев выказал крестьянам желание, чтобы они всеми силами оправдали себя в платеже (по 29 000 руб. в год), на что они ответили: мол, милость чадолюбивого монарха будет для них всегда священна; что в нужде они заложат дома, жен и детей, но доверие монаршее оправдают.

Кимряки сдержали слово: рассрочку по кредиту они выплатили досрочно, в 1867 году, за 20 лет. Причем их заставили выплатить и банковские проценты, то есть общая сумма «выкупа» достигла миллиона рублей. Никто даже представить себе не мог, что какие-то крестьяне смогут заработать миллион. Впрочем, к тому времени, как пришел срок выкупа, никто не задавал подобных вопросов. Кимры так сильно «поднялись» на обувном промысле, что в Тверской губернии появился первый в царской России промышленный кластер, центр всего сапожного ремесла.





А что же графиня Самойлова? Через несколько месяцев после свадьбы ее муж, тенор Пери, скончался от туберкулеза. Сама же графиня, потеряв доходы от русских имений, продолжала вести прежний расточительный образ жизни и постепенно совершенно издержалась. Когда ей было 60 лет, она решила купить графский титул и вступила в фиктивный брак с обедневшим французским дипломатом, графом де Морне. Брак этот разорил ее окончательно. Под старость бывшая красавица и аристократка поселилась в Париже, где познала настоящую бедность, распродав с «молотка» все свои коллекции картин.

Она умерла в нищете, а ее бывшие крепостные стали богатыми и процветающими. Есть легенда, что, узнав о смерти бывшей владелицы Кимр, сапожники отправили в Париж самые красивые туфельки, инкрустированные слоновой костью и золотом – положить в гроб…

Обуть армию

В истории тверских сапожников есть сюжет, сведения о котором удалось найти в государственном архиве Тверской области. История, без преувеличений, исключительная.

Началось все с того, что в 1904 году, когда Россия готовилась к войне с Японией, выяснилось: на военных складах практически нет сапог. Военное министерство стало думать, как решить эту проблему. Требовалось в кратчайшие сроки пошить несколько сотен тысяч пар обуви для армии и

флота, чтобы «обуть» солдат, отправляющихся на войну. И не придумали ничего лучше, чем обратиться к кимрским сапожникам – Кимры тогда входили в состав Корчевского уезда Тверской губернии. На тот момент сапожное и кожевенное ремесло было развито не только там, но в столице решили, что именно тверские сапожники сумеют выполнить особое задание военного ведомства быстро, качественно и в срок.

«Сапожному вопросу» придавалось исключительное значение. Требовалось организовать производство сапог на местах, поэтому в Тверь полетели строгие депеши. В Тверской земской губернской управе сам председатель фон Дервиз рассылал циркуляры: призвать сапожников выполнить патриотический долг. И сделать это требовалось максимально быстро: на дворе стоял май 1904 года, а обуть экспедиционный корпус, отправляющийся в Маньчжурию, следовало буквально за пару месяцев.

Разумеется, власти на местах немедленно откликнулись и отрапортовали, что сапожники оповещены и готовы оказать помощь России в борьбе с японцами. Единственное, им нужны материалы и выкройки, по которым надо делать сапоги. Профессия сапожника совершенно неожиданно для всех стала стратегической, и всех ее представителей поименно переписали. Результаты этой переписи сохранились в архивах. Всем сапожникам дали звание ратников (ополченцев), чтобы они понимали важность возложенной миссии.

До присвоения воинских званий, слава богу, не дошло, к тому же «военным сапожникам» за их работу все-таки платили (1 рубль 48 копеек за пару), но сделать военный заказ требовали максимально быстро. Из Вятки в Тверь прибыл военный эшелон, груженный кожей, железными шпильками, задниками, каблуками, из Перми доставили стратегически ценный груз – восемь пудов стелек. Добавим, что следить за выполнением «сапожного задания» в Тверь из Петербурга прибыл сам генерал, уполномоченный департамента сельской экономии Министерства государственных имуществ И.И. Ямпольский.

И работа закипела! Тогда не принято было писать о передовиках производства и перевыполнении плана, но уже в июле председатель Тверской губернской земской управы докладывал, что сапожник Киселев изготовил 130 пар, тогда как в среднем каждому сапожнику требовалось сделать 100 пар. А другой сапожник (имени его в документах, к сожалению, нет) привлек к выполнению стратегического задания всю семью: жена кроила голенища, подошвы и кружки для каблуков, старший сын делал строчки, младший собирал готовое изделие, и даже самого маленького, семилетнего, приспособили упаковывать готовые сапоги. Он тоже имел статус ратника-ополченца и получал по три копейки за каждую изготовленную пару сапог. В Кимрах сапожники расчехлили швейные машинки, которые имелись в каждой семье, но их держали для особых случаев, предпочитая работать по старинке, вручную.

«Военные сапожники» из Кимр и других уездов губернии с честью выполнили задание военного ведомства, отправив в армию 13 327 пар готовых сапог. Каждая пара обошлась казне втрое дешевле, чем если бы эти сапоги закупали где-нибудь за границей. А качество их было настолько высокое, что по распоряжению «уполномоченного по сапогам» Ямпольского тверская обувь была отобрана для показа на Первой Всероссийской выставке кустарного производства в 1906 году. Там сапоги демонстрировали как образец того, что способен сделать своими руками крестьянин, не занятый в промышленном производстве. Это был первый случай, когда армейская обувь стала сенсацией всероссийской выставки.

Есть даже предположение, что на деньги, которыми казна щедро рассчиталась с кимряками за поставки сапог, кимрский купец Александр Строганов в 1907 году открыл в селе первую фабрику механического пошива обуви «Якорь» (ныне обувная фабрика «Красная Звезда»). Однако у этой красивой истории есть продолжение, увы, не такое красивое.

Спустя 10 лет, в 1914 году, перед началом Первой мировой войны, военное ведомство обнаружило, что на складах… вновь не хватает сапог. Опять не подготовились к войне, что ты будешь делать! Вспомнили, как десять лет назад кимрские сапожники выручили, решили повторить опыт. Снова собрали списки сапожников, так же распределили заказы. Но тут… В общем, все оказалось плохо.

Во-первых, Кимры наводнили перекупщики, которые скупали за копейки готовую продукцию и тут же перепродавали военному ведомству по тройной цене. И сделать с ними ничего было невозможно, поскольку «посредники» оказались родственниками некоторых членов Тверской земской управы, распределявших казенные деньги. И это еще полбеды. Те же посредники выкупали на складах хорошую кожу, привезенную для изготовления сапог, а вместо нее отправляли гнилую, лежалую, которая буквально расползалась под руками мастера. Кстати, «гнилые сапоги» стали в Первую мировую настоящим символом повального казнокрадства, воровства и коррупции в тылу.

К счастью, на репутации самих сапожников это никак не отразилось. Хорошую обувь в Кимрах делают и по сей день.

Автор благодарит сотрудников Государственного архива Тверской области за помощь в поиске редких материалов и документов.
Владислав Толстов

Источник: Московский Комсомолец Тверь
Читать дальше
Самое бескультурное население проживает в Вышнем Волочке, Торжке и Кимрах

По последним данным, самые "окультуренные" люди живут в Оленинском районе, на втором месте по уровню культуры – Калязинский, на третьем – Молоковский. Кимры же оказались на 40-ом месте по "окультуренности" населения, Кимрский район - на 30-ом.

В самом конце рейтинга плетутся Торжок и Вышний Волочек – там один человек посещает учреждения культуры в среднем 1,5 раза в году. На заседании правительства Тверской области думали, что с этим делать и как реализовать региональную составляющую национального проекта "Культура".

Национальный проект "Культура" рассчитан до 2024 года и подразумевает работу по трём направлениям: "Культурная среда" (развитие инфраструктуры), "Творческие люди"(создание условий для развития творческого потенциала) и "Цифровая культура" (цифровизация услуг).

Конкретная цель проекта – повысить на 15% число посещений организаций культуры и в пять раз увеличить количество посещений информационных ресурсов Минкультуры (Культура. РФ, История. РФ, портал Национальной электронной библиотеки, Государственный каталог Музейного фонда России и др.). В списке регионов ЦФО мы занимаем шестое место по количеству посещений культурных учреждений на человека в год – 5,1. Самая культурная в этом рейтинге область – Белгородская: в среднем ее житель 7,5 раз посещает культурные мероприятия.





Что касается тверского районного рейтинга, то губернатора он удивил.

Чаще всего посещают учреждений культуры жители Оленинского района – 17,3 раза в год в среднем каждый. Жители Калязинского района – 14. На третьем месте – Молоковский район - 13,6.

Удивительно, но в крупных городах – Твери, Ржеве, Кимрах, Торжке и Вышнем Волочке – жители реже остальных посещают муниципальные учреждения культуры. В самом конце рейтинга Вышний Волочек – 1,6 раз в год, в Торжке - 2,6, в Кимрах – 2,9, Твери – 4,8 раз в среднем горожанин ходит в музеи, театры и дома культуры.

- То есть жители сельской местности чаще, чем городские, посещают учреждения культуры? С таким подходом мы не повысим уровень культуры, а просто освоим средства. Не очень хорошо, не очень хорошо, - удивился губернатор и велел проанализировать положение культурных дел в районах-аутсайдерах.

Чтобы культура развивалась, в Тверской области в рамках нацпроекта будут ремонтировать местные дк и клубы, оснащать детские музыкальные школы и кинозалы, модернизировать театры, создавать модульные библиотеки и проводить фестивали и конкурсы. Кроме того, "творческие люди" и НКО могут получить гранты на поддержку фестивалей, проекты по укреплению российской гражданской идентичности и прочего.

По материалу ТИА
Читать дальше

ГОРОД ДУБНА.РФ
Художница из Дубны проиллюстрировала проект «30 минут жизни ради другой жизни»

Иллюстратор Полина Васильева из Дубны написала картины для благотворительного проекта «30 минут жизни ради другой жизни», направленный на поддержку особых детей.

Проект «30 минут жизни ради другой жизни» запустили в благотворительном фонде «Жизнь в Радость» в начале апреля. Он направлен на поддержку особых детей. Для участия пригласили российских и зарубежных художников, скульпторов, фотографов.

Полина была одна из тех, кто сразу поддержала идею фестиваля: «Вообще, я думаю, это самое справедливое и верное, что может сделать творчество», — говорит Полина.

Полина Васильева подарила символичную работу «Мама». На рисунке — персонажи, написанные в характерной, узнаваемой манере художницы. «Я выбрала „Маму“, которая дает ребенку крылья и жизнь, из уважения ко всем матерям особых детей, — объяснила художница. — Я восхищаюсь и преклоняюсь перед их мужеством и безграничной любовью, которую они несут в себе».

Вторая работа — это оригинал иллюстрации из пока еще не вышедшей книги Серой Совы «Загадки опустевшей хижины». «Она про пап и Любовь с большой буквы», — рассказывает Полина.





Также она подарила проекту только что вышедшую книгу «Стадо слонов» с ее иллюстрациями и автографом (автор книги — Юлия Венедиктова).

Полина уже стала иллюстратором нескольких детских книг, которые вышли в одном из российских издательств. Ее герои — позитивные персонажи с крупными носами.

«Дело не в носах, а в том, что мне не хочется передавать физическую красоту или демонстрировать классическую живопись, — делится иллюстратор. — Мне хочется передать определенную эмоцию, я так вижу своих персонажей. И руке моей удобно рисовать такие необычные, закругленные детали».

Все подаренные работы в рамках проекта будут представлены на выставке-фестивале и выставлены на продажу. На суд зрителей экспозиция представят в Москве 18–19 мая.

Собранные средства от продажи предметов искусства пойдут на создание официального лицензионного центра, где будет проходить обучение специалистов реабилитации детей-инвалидов, семинары для родителей особых детей, мастер-классы для подростков-инвалидов.

Источник: Новости 360° Дубна
Читать дальше
Культурное наследие. Жителей Дубны обеспокоило аварийное состояние памятника Владимиру Ленину

По мнению жителей Дубны, одному из самых высоких памятников Ленину в мире грозит медленное разрушение. Одна из гранитных плит в основании монумента отошла на десять сантиметров, облицовочные камни падают. Кроме того, естественные повреждения усиливаются неосторожным воздействием людей на гранитную скульптуру.

Член дубненского совета депутатов Ярослав Викулин не первый год бьет тревогу. Он отмечает, что с каждым годом число защитников памятника растет. По его словам, жители часто обращают внимание на повреждения мемориала.

«Даже жители в соцсетях обращали внимание, что там облицовочные камни падают. Еще можно внизу увидеть, что подмывает часть бетонного основания. Дальше это будет прогрессировать, и будет деградация как прилегающей территории, так и самого памятника», — отметил депутат.

Высота фигуры — 25 метров, а вместе с постаментом — 37 метров — целый двенадцатиэтажный дом. Это второй по высоте памятник вождю пролетариата в мире.

Монумент — памятник культурного наследия. К его судьбе подключилось участники общества «Москва — Волга». Они провели обследование памятника с помощью квадрокоптера и запечатлели каждый сантиметр монумента. Тогда обнаружилось достаточно большое количество крюков. Историки и депутаты уверены, вандалы могут снова попытаться взобраться на памятник. На альпинистских сайтах этот монумент рассматривают как вершину, а на самом памятнике до сих пор висит бутылка с посланием для будущих восхожденцев.

«При таком воздействии туда будет естественно заливаться вода и разжимать, разрушать раствор, который там находится. Вода будет проникать все глубже в статую», — подчеркнул экскурсовод музея археологии и краеведения Дубны Владимир Родионов.





По его словам, единственный способ защитить памятник — привести его в соответствие с требованиями к объекту историко-культурного наследования. Должны быть установлены границы памятника, а на них располагаться плакаты с инструкциями.

Депутаты не раз обращались в вышестоящие инстанции с просьбой принять участие в судьбе монумента — установить таблички и видеокамеры.

«Было в 2018 написано письмо от Совета депутатов на имя депутата областной думы Брынцалова. В Управлении по культурному наследию Московской области нам дали ответ — вся ответственность за реконструкцию лежит на собственнике.

Памятник Ленину принадлежит государству. Эксплуатирующая организация — «Канал имени Москвы». Работники предприятия ухаживают за монументом, планируют провести полноценное его. Но не в этом году.

«Первоочередная задача нашей организации — обеспечение безопасности судоходства на вверенном нам участке. Не всегда находятся финансы, чтобы выделить достаточное количество средств, чтобы привести его в должное состояние», — сообщил начальник Волжского района гидротехнических сооружений Денис Ахаев.

По словам экскурсовода Владимира Родионова, высота памятника на самом деле больше, чем кажется. Под ним находится бетонное основание, благодаря чему конструкция устойчива. А значит риска падения гранитного монумента в воду нет.

«Чтобы памятник стоял устойчиво, был сделан глубокий фундамент на 12 метров, а еще сваи», — рассказал Владимир Родионов.

В следующем году состоится юбилей — 150 лет со дня рождения Ленина. Если к этому времени ничего не будет сделано, дубненцы планируют объявить народный сбор средств. Хотя бы на табличку — чтобы каждый знал, что он находится на территории памятника культурного наследия, который охраняется государством.

Источник: Телеканал 360°
Читать дальше

ГОРОД ДМИТРОВ.РФ
Копии картин известных художников из музейных собраний выставили в Дмитровском кремле

Торжественное открытие состоялось 18 апреля в 17:00.

Выставка познакомит посетителей с художественными шедеврами музеев мира и частных коллекций, представляющими богатейшее мировое культурное наследие. Многие миллионы людей, наших соотечественников, не могут увидеть подлинники работ, представленных в музеях мира, узнать о великих художниках разных эпох и национальностей.

Выставочный проект «Пинакотека» предоставит уникальную возможность познакомиться широкому зрителю с шедеврами мирового изобразительного искусства. В выставочном зале музея посетители выставки смогут увидеть копии с работ Сандро Ботичелли, Микеланджело Буонарроти, Колин де Котера, Дирк Ван Бабюрена, Виллем Клас Хеда, Ян де Брайка Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентесии многих других великих художников, которые станут проводниками в безграничный мир прекрасного.





Выставка будет работать по 31 мая и с 1 сентября по 31 декабря.

Адрес: г. Дмитров, ул. Загорская, 17 (Музейно-выставочный комплекс).

Читать дальше
Выставка резной деревянной иконы пройдет в Дмитровском кремле

Около 40 экспонатов представят на выставке резной деревянной иконы "Живая традиция", которая откроется в Дмитровском кремле в пятницу, 19 апреля, сообщили "Интерфаксу" в администрации музея-заповедника.

"Посетители увидят (на выставке - ИФ) деревянные иконы, скульптуру, распятия, фрагменты резных иконостасов, графические эскизы икон, предметы церковной утвари и облачения", - рассказал собеседник агентства.





В экспозицию войдут также произведения из собрания музея и из частной коллекции современных художников Азбухановых.

В частности, гости выставки смогут ознакомиться с предметами искусства, связанными со Спасо-Влахернским монастырем XIX века.

Выставка продлится до 10 ноября.

Читать дальше





ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ
24 сентября 2018
24 сентября 1920 года в Калязинском районе родился Герой Советского Союза Иван Дмитриевич Шляков


24 сентября 1920 года в деревне Нагорской, ныне Калязинский район Тверской области, родился Иван Дмитриевич Шляков, гвардии лейтенант, командир взвода 23-го гвардейского танкового полка (4-я гвардейская механизированная бригада, 2-й гвардейский механизированный корпус, 46-я армия, 2-й Украинский фронт), Герой Советского Союза.

Иван Дмитриевич родился в 1920 году в деревне Нагорское Тверской губернии в крестьянской семье. В 1932 году с родителями переехал в город Загорск. Окончил 8 классов. Работал слесарем на Московском метрополитене. В 1940 году призван в РККА Щёлковским РВК Московской области. В 1944 году окончил Харьковское танковое училище.

С сентября 1944 года воевал на 3-м Украинском фронте. Командир танкового взвода гвардии лейтенант Шляков отличился в боях на территории Венгрии.





12 ноября 1944 года взвод Шлякова первым ворвалась в населённый пункт Тапиобичке (35 км восточнее города Будапешт) и захватил мост, находящийся в селении. Следовавшая за танками пехота в силу сильного вражеского огня была отсечена, взвод Шлякова оказался в окружении. В течение 8 часов Шляков вместе со своим экипажем вёл бой с противником. Когда снаряды были на исходе, экипаж вынужден был обороняться пулемётными выстрелами, личным оружием и гранатами. В том бою взвод Шлякова уничтожил 6 пушек, 5 пулеметных точек и до 50 солдат и офицеров противника, сохранив мост.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии лейтенанту Шлякову Ивану Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

5 января 1945 года гвардии лейтенант Шляков погиб в бою. Похоронен в селе Даг (в 15 км западнее от города Татабанья, Венгрия).

Читать дальше

23 сентября 2018
23 сентября 1952 года в Калязинском районе родился Герой России Александр Иванович Алексеев


23 сентября 1952 года в деревне Селище Калязинского района Тверской области родился Александр Иванович Алексеев (30 сентября 1952, Ухта, Коми АССР, РСФСР, СССР — 8 августа 1996, Грозный, Чеченская Республика, Россия) — подполковник ФСБ РФ, участник Первой чеченской войны, Герой Российской Федерации (1996, посмертно).

Александр Алексеев родился 30 сентября 1952 года в Ухте.

Успешно окончив среднюю школу № 3 города Ухты, Александр поступает в Ухтинский индустриальный институт; он хотел стать геологом, так как природу не просто любил, а относился с уважением, даже с почтением. Но ему не хватило баллов, и Алексеев стал учиться на инженера лесного дела.

В 1975 году, завершив обучение в Ухтинском индустриальном институте, Александр Алексеев работал инженером объединения «Коминефть», мастером управления ПТО «Комигазпром»; затем служил в армии.





С 1977 года работал в должности инженера в научно-исследовательском секторе Ухтинского индустриального института, а с февраля 1980 года занял дожность секретаря комитета ВЛКСМ в Ухтинском индустриальном институте. Возглавляемый им студенческий строительный отряд института признавался одним из лучших в республике. Именно А. И. Алексееву принадлежала идея отдать половину заработанных денег на возведение Памятного знака ухтинцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, открытие которого состоялось в мае 1980 года.

В органах КГБ СССР с 1982 года. Алексеев служил оперуполномоченным горотдела КГБ по городу Ухте, затем старшим оперуполномоченным и начальником отделения КГБ по городу Сосногорску Коми АССР. Окончил Высшие курсы КГБ СССР в Минске.

В 1993 году подполковник Александр Алексеев был назначен начальником Управления кадров Управления ФСК (впоследствии ФСБ) по Республике Коми и переехал с семьей в Сыктывкар.

Александр Алексеев добровольно вызвался старшим группы сотрудников республиканского ФСБ, которые отправлялись в командировку в Чечню.

С февраля 1996 года группа размещалась в общежитии ФСБ в Грозном. Когда срок командировки Алексеева уже подходил к концу, на рассвете 6 августа 1996 года в Грозный вошла крупная группировка чеченских сепаратистов, которая захватила важнейшие магистрали и опорные пункты города в рамках операции «Джихад».

Общежитие ФСБ, в котором находились 90 сотрудников, оружие и важные документы, подверглось нападению крупных сил боевиков. Противник предложил находящимся внутри сдаться, уйти к своим с оружием или перейти на их сторону за деньги, но те отказались. Алексеев как старший по званию принял на себя командование и организовал оборону здания. В течение двух суток cовместно с бойцами группы «Вымпел» под руководством майора Сергея Ромашина отбивались атаки боевиков. А. И. Алексеев получил два ранения, но после оказания медицинской помощи вернулся в строй.

В ночь с 8 на 9 августа 1996 года, разведывая возможные пути прорыва к своим, Алексеев был убит выстрелом снайпера. Впоследствии часть оборонявшихся сумела прорваться к главным силам федеральных войск.

Алексеев был похоронен на Краснозатонском кладбище Сыктывкара.

Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 1996 года «за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга», подполковник Александр Алексеев посмертно был удостоен звания Героя Российской Федерации.

Награждён медалями «За трудовую доблесть» (1981), «За безупречную службу» 3-й степени.

Читать дальше

20 сентября 2018
В Калязине открылся новый туристический маршрут, посвященный волжским городам


Затопленные города – одна из трагических тем в нашей новейшей истории. Строительство водохранилищ, несмотря на благую цель – развитие судоходства, энергетики, народного хозяйства, изменило жизнь тысяч людей, уничтожило десятки населенных пунктов. Известно как минимум семь крупных городов Самарской, Ярославской, Ивановской, Тверской областей, которые ушли под воду.

Калязин – самая известная из затопленных территорий. Поэтому неудивительно, что именно здесь появился туристический объект, посвященный волжским городам.

Музей «Волгари» – детище местного турагентства «Пилигрим». Более того, он является частью нового туристического маршрута, который разработан в Калязине. Причем входят в маршрут объекты, на первый взгляд никак между собой не сочетающиеся: музей затопленного города, радиоастрономическая обсерватория, памятник самолету МиГ. Однако руководитель «Пилигрима» Елена Михасик видит в этом прямую связь: из-под воды - прямо в космос, из прошлого – взгляд в будущее.

Переселенцы

Мы проехали по этому маршруту. Как журналисты, естественно, сначала попали на торжественное открытие музея. Событие для маленького города немаловажное, поэтому в нем приняли участие почетные гости – глава администрации Калязина Константин Ильин, депутат Законодательного собрания Ирина Шереметкер, отметившие, что это не первый новый туробъект в Калязине за минувшее лето.

Музей располагается на территории пристани, там, где причаливают теплоходы. В небольшом деревянном доме совсем немного пространства, но все самое главное уместилось: вехи жизни города на великой реке, о которых интересно рассказывает краевед Сергей Круглов:

– Волга для калязинцев – все. И место отдыха, и рыбалка, и водный путь. В музее представлены фотографии, которые хранились в семьях. Вот мальчонка, который поймал большого леща, а это пенсионеры с окуньками. А вот фото, где калязинцы отправляются на лодках на прогулку к островам, искупаться, а заодно и собрать запасы на зиму – ягоды, грибы. Лодки раньше были почти в каждой семье. Сначала простенькие деревянные, а потом уже дюралевые. Сейчас, конечно, у всех моторы, а раньше передвигались с помощью простых деревянных весел, пользоваться которыми умел каждый ребенок. Нам удалось найти такие для музея.

Когда Волга зимой замерзала, на лед выходили уже в коньках, которые просто крепились к валенкам. А из проруби набирали воду для приготовления пищи, считали, что на волжской воде вкуснее.

В конце XIX века Волга стала использоваться еще и для отдыха, развлечений. Крупные пароходные компании наладили регулярные перевозки отдыхающих. Вот номер газеты с рекламой такого путешествия, здесь слово «Калязин» написано еще через «о», по старой традиции. Основная компания, которая работала на Верхней Волге, называлась «Самолет». Именно ей государство доверило перевозить почту, ну и отдыхающие тоже благодаря «Самолету» могли любоваться красотами Волги. На стене – старинный плакат с изображением Любови Орловой. Он здесь не для красоты. Кинозвезда бывала в Калязине, ее случайно занесло сюда на одном из теплоходов, и это была вынужденная остановка. По ее письменным воспоминаниям, пребывание здесь оставило у нее хорошее впечатление.

«Переселенцы» – экспозиция, рассказывающая о трагической истории города. Это уже 30-е годы прошлого века. Волгостроевское разорение. Многих горожан переселяли насильно. Валенки, чемодан с пожитками, кое-какой ремесленный или рабочий инструмент – с этим люди покидали свои дома, чтобы вынужденно начать новую жизнь на пустом месте.

В Калязине есть даже легенда про котов, которых, как известно, всегда тянет домой: уже после того, как разлилась Волга, все коты приходили на берег, усаживались и долго смотрели вдаль, на то место, где когда-то был их дом. Неслучайно кот – один из сувениров Калязина.

И еще одна интересная экспозиция для тех, кто любит ретро. «Буфет на теплоходе» расскажет об оттепели 60-х.

Очень интересный музей: уникальные макеты речных судов, макет старого Калязина, песни о Волге на пластинках старинного патефона, фотоэкспозиции дают возможность побывать на улицах затопленного города, представить масштаб трагедии при создании искусственных рукотворных «морей».

Большое ухо

Следующая по маршруту – «звездная антенна». «Рассказывает о городе затопленном, но не потонувшем, откуда все видно выше звезд», – шутит Елена Михасик.

Это радиоастрономическая обсерватория. Гигантскую тарелку видели издалека все, кто когда-либо проезжал мимо Калязина. Даже не зная, что это такое, можно догадаться, нечто связанное с космосом, не меньше. И это правда. Всего в стране таких три. И именно они принимают на землю информацию из космоса.

Это режимный объект. Въезд на территорию только через пункт охраны. Но это не помешало сотрудникам сделать нам сюрприз – огромный светящийся диск размером с футбольное поле при нашем появлении начал медленно разворачиваться. Его включили специально для нас! «У подножия» дух захватывает, ощущаешь себя муравьем и не можешь оторвать глаз от этого удивительного технического чуда.

- Радиоастрономическая обсерватория была запущена в 1992 году, а строили ее 18 лет в Особом конструкторском бюро Московского энергетического института, – рассказывает Сергей Круглов. – Это было начало перестройки, тяжелое время для страны, когда многие программы «сворачивались». И все-таки антенну достроили. Причем по своим тестовым показателям она оказалась лучшей среди подобных, способна принимать сигнал из космоса на расстоянии более 300 миллионов километров. Это даже невозможно себе представить. Информация приходит на гигантское зеркало-диск, которое состоит из дюралюминиевых пластин, их 1200 штук. От большого зеркала сигнал отражается и поступает на зеркало малое, а далее, через центральную кабину, уже на компьютер. Здесь информация обрабатывается и рассылается в нужном направлении. Сейчас, например, заключен договор об обмене информацией с Европейским космическим агентством, которое плотно занялось исследованием Марса. Калязинская обсерватория будет в этом активно помогать.

Калязинцы называют обсерваторию большим космическим ухом. Так получилось, что рядом находится деревня Ухово, вот шутники и придумали «имя».

В Калязине есть «космическая» легенда: был тут свой Икар, настоящее имя которого не сохранилось. Он сделал себе крылья и пытался взлететь. А вот не легенда, а факт: сюда занесло ветром самого Дмитрия Менделеева, в буквальном смысле, когда он с воздушного шара наблюдал затмение.

МиГ – между прошлым и будущим

Завершается маршрут еще одним воздушным объектом, который появился в Калязине буквально на днях – памятник самолету МиГ-29. Именно с самолетами связан Калязинский филиал машиностроительного завода «РСК «МиГ», возле которого в честь 50-летнего юбилея установлен списанный летательный аппарат.

- Многие в Калязине и за его пределами знали, что завод производит запчасти к самолетам, – говорит директор предприятия Алексей Рыкин.– Номенклатура выпускаемой продукции - 12 тысяч позиций, начиная от мелких винтиков до системы подвески для самолетов МиГ-29 и МиГ-35. Сегодня мы имеем возможность наглядно продемонстрировать, в том числе туристам, что из себя представляют эти легендарные самолеты.

Юлия Крутова

Источник: Московский Комсомолец Тверь

Читать дальше

11 сентября 2018
В Калязине 9 сентября прошел фестиваль походной кухни


Манящий запах из котелка, потрескивание костра и заводные песни – все это присутствовало в Калязине 9 сентября. Фестиваль прошел в рамках празднования 409-­й годовщины победы в Калязинской битве на Жабне 1609 года, поэтому зрителям, кроме каши, была представлена и масштабная реконструкция военных эпизодов периода Смутного времени.

Огневой бой, стрельба из пушек и пищалей, строевой бой на пиках и копьях в одночасье захватили внимание гостей. А их на широком берегу Волги в центре старинного русского города собралось немало. «Но посмотреть на состязания – одно, другое дело – в них поучаствовать», – подумали организаторы и предложили всем желающим попробовать свои силы в стрельбе из лука, метании ядра и поднимании гири.

Тяготы военной жизни как рукой сняло на привале: гостей потчевали настоящей солдатской кашей, калязинской солянкой, копченой рыбкой и старым русским овсяным киселем. А после и вовсе закружили в Верхневолжском хороводе.

Что­-что, а скучать точно не давали: работала передвижная выставка проекта «По пути времени» в Калязинском краеведческом музее им. И.Ф. Никольского; музыкальным подарком, хоть уже и знакомым, но таким полюбившимся, стал ежегодный фестиваль патриотической песни «Калязин. Родина. Единство». Количество же мастер-­классов определить практически не представляется возможным: слишком много и весьма разнообразных. Вот лишь некоторые из них: «Калязинское кружево», «Тканые пояса», «Глиняная рыбка», «Плетение рыболовных сетей».

Весьма интересными оказались ярмарки, без которых сложно представить средневековую жизнь. На прилавках одной красовались изделия народных промыслов и ремесел. Второе место торговли было посвящено дарам природы. На сельскохозяйственной площадке предлагали приобрести урожай 2018 года. Те же, кто изучил всю развлекательную программу на берегу, могли совершить водную экскурсию.

«Развитие событийного туризма – одна из приоритетных задач в индустрии гостеприимства Тверской области. Интересные мероприятия в туристической жизни региона позволяют повысить статус территории, привлечь новых гостей», – считает губернатор Игорь Руденя.

Светлана УСАЧЁВА

Источник: Тверские ведомости

Читать дальше

Яндекс.Метрика

Другие способы найти нас

Facebook
В Контакте
Одноклассники
YouTube

Разработка G&G Студия
ГОРОД.РФ © 2018-2019 Город Калязин.рф